пятница, 13 ноября 2009 г.

Создание и продвижение своего продукта

Пару лет назад случайно пообщался с одним из посетителей форума sql.ru. Он задавал интересные вопросы и мне диалог с ним показался заслуживающим того, чтобы его сохранить. Собственно, от того человека привожу лишь две фразы, а остальное мой текст, но зато в его словах прозвучали самые известные вопросы, которые, по сути, могут быть озвучены как "с чего начать" и "как начать".Где возможно, цитирую слова собеседника, если же мой ответ касается сразу многих высказываний, просто ставлю многоточие. Во многих случая стоило бы добавить "имхо", но я прошу читателей помнить, что это из переписки на форуме, где само собой подразумевается, что собеседники делятся своими мыслями неформально.

Интелектуальная собственность НЕ МОЖЕТ принадлежать никому (юр. физ. лицу) кроме его автора.


Есть авторское и имущественное право. Первое всегда у автора, второе принадлежит или автору или работодателю. Имея имущественные права, можно спокойно продавать программу, единственное обязательство - где-нибудь указать имя автора. При этом автор не имеет ничего, кроме своего права...

Сделанный под заказ продукт требует в среднем около года на доработку до коммерческой версии, с которой можно начинать предлагать его покупателю и в приемлемые сроки установить и запустить в работу.

Продвижением заказной разработки способен заниматься лишь сам автор, потому что он знает предметную область, где стоит использовать его продукт. Человек со стороны или вообще не найдет покупателей, или того хуже - в процессе или после продажи окажется, что покупатель хотел купить другой продукт и нуждается в решении иных задач. Потерю времени и репутации будет очень сложно компенсировать, если это вообще удастся.

В первую очередь нужна документация на продукт, написанная грамотным техническим специалистом (но только не автором!), которая поможет понять, что из себя на данном этапе представляет продукт. Автор часто видит не то, что есть, а то, что хочется видеть. Эту документацию стоит показать грамотному менеджеру, который оценит востребованность и подскажет, как стоит позиционировать продукт. После этого, зная, что вы хотите продавать и что вы реально имеете на текущий момент, можно составлять план работы по подготовке версии на продажу. А вот теперь вы готовы к поиску в интернете конкурентов, анализу рынка и составлению бизнес-плана.

В общих чертах этого достаточно, чтобы за год-два выйти на рынок. К этому времени вопрос о праве собственности решится сам собой, потому что вы не раз полностью перепишите вашу программу и она будет вашей и только вашей. И не волнуйтесь - это окупится.

я не профессиональный программист и изначально среда разработки не C# или С++.


Поверьте, серьезный продукт только на С++ не сделать - слишком сложная техподдержка получается. Есть два выхода - встраивать в продукт на С++ свой интерпретатор или сразу использовать скриптовый язык (к которому можно писать свои модули на тех же плюсах). Если два года назад эти варианты были сравнимы, то сегодня однозначно нужно отдать предпочтение второму - заказчик ждет изменений не через неделю, а завтра или прямо сейчас. Раз ваш бизнес маленький -он должен быть шустрым, это обеспечит успех.

Суть имущественного права - это возможность распоряжаться программным продуктом как своим имуществом - продавать, сдавать в аренду, дарить... Надежный способ подтвердить свое имущественное право - заключить договор на продажу продукта. Если этот договор оформлен юридически правильно, он будет достаточным свидетельством для любого юриста. Такая вот штука получается - чтобы подтвердить свое право продавать продукт, нужно его продать. А еще лучше заключить авторский договор с фирмой, которая будет продавать. Это тоже непрошибаемый вариант. Плюс второго варианта в том, что никакие претензии государства к фирме-продавцу не повредят продукту (иначе могут "временно" запретить продажу, если вдруг с вами кто-то судиться начнет по вопросу правообладания, а это способно затянуться на неопределенно долгое время). А так - достаточно заключить договор с другой фирмой и работать дальше, пока идут разборки (подчеркиваю - права на продукт у вас вряд ли смогут отсудить, а вот убить ваш бизнес - запросто). Только не открывайте ИП, по крайней мере, на себя лично.

P.S. Искренний совет - найдите грамотного архитектора ПО, если только вы не гуру в этой области, пусть он проведет экспертизу вашего продукта. Не писал об этом раньше, поскольку мне самому этот шаг не требовался, вот и позабыл упомянуть.

P.P.S. Не стесняйтесь привлекать профессионалов в нужной области - их помощь может оказаться неоценимой.

...


Презентация во флэш, презентация в PowerPoint, документация есть? Выкладывайте в интернет, указывайте свой email. Поищите сайты потенциальных заказчиков, отправьте им анонс - "готовится к выходу новый продукт, если вы сегодня напишите свои пожелания, завтра получите скидку в 50%". Поскольку цену в анонсе указывать не нужно, вы ничем не рискуете, а внимание привлечете. К тому моменту, когда вы запустите проект в тираж, уже будет некоторое сообщество потенциальных пользователей. Если же начнете знакомить людей с продуктом только после его выхода, то потеряете время, пока люди ознакомятся с продуктом, сформулируют вопросы, зададут их вам и получат ответы, пока вы внесете нужные доработки... По собственному опыту скажу - ко всем моим проектам заказчики имеют доступ в любое время, то есть мы пишем код, а пользователи уже имеют возможность все "потрогать". Бывает так, что мы начинаем делать какую-то новую функцию, а нам уже идут звонки с предложениями, как сделать лучше. Если же убираем ненужную на наш взгляд вещь, но она нужна пользователям, об этом так же незамедлительно нам сообщат. Если вы сумеете заинтересовать возможных пользователей и они будут наблюдать непосредственно за процессом разработки, успех вам обеспечен. Создавайте сообщество вокруг вашего проекта, тогда он будет динамично развиваться и улучшаться с каждой новой версией.

...


Есть некоторые простые правила, которые следует соблюдать для создания успешного проекта. Я изложу их своими словами, так, как организую свои проекты. Если кому-то поможет - отлично, а кто захочет познакомиться с мнением авторитетных специалистов, сможет это сделать, прочитав соответствующую литературу и сам опробовав на практике найденные рекомендации.

1. Интернет-проекты делаются не более одного-двух кварталов. За больший срок изменится многое - и способ доступа в интернет (и его скорость), и интересы пользователей, и операционные системы, и браузеры, и СУБД (как минимум, их версии)... Так что через полгода после старта проекта он или станет успешным, или провалится, или идею скопируют сильные конкуренты (если подкачает техническое воплощение хорошей идеи). Далее проект может долго развиваться, но "вынашивается и рождается" он быстрее, чем слоненок.

2. У потенциальных участников проекта наибольший интерес вызовет личность лидера, от которого будет в первую очередь зависеть успех проекта.

3. Успешной идея становится только в том случае, если здесь и сейчас ее можно воплотить, что требует детальной проработки как технической ее части, так и организационной и и коммерческой сторон.

4. Нужно искать специалиста, который умеет делать Y с помощью технологии X. Неправильный подход - искать специалиста по технологии X, потому что сделать нужно Y, а X не более, чем средство.

5. Инвесторы и партнеры ищутся с уже готовым бизнес-планом на руках. В первую очередь вы дожны четко видеть цель. Если вы знаете, что хотите добиться, вам будет несложно рассказать об этом партнерам. И они уже будут решать, оценивая вас лично и ваш проект. Партнерство - улица с двусторонним движением.

6. Отсутствие денег само по себе ни о чем не говорит. Неумение их заработать - говорит о том, что рано браться за создание своего бизнеса. Не каждый стартап становится бизнесом, не каждый бизнес становится успешным. В создании успешного бизнеса вам не поможет ни технология X, ни человек, ею владеющий.

7. Совместная работа команды нужна для достижения определенных целей. Если вы не можете обеспечить финансовую заинтересованность участников, предложите им другие цели - возможность получить опыт, обзавестись нужными им связями и проч. "И чтоб никто не ушел обиженным" (с). Даже в том случае, если проект не удастся, каждый участник должен чувствовать, что он уже получил что-то, стоящее затраченных усилий.

8. Собрать команду - очень сложная задача. Особенно из знакомых и друзей. Если вы это делаете первый раз, уместнее будет вопрос "как создать команду?", а не "где найти такого-то специалиста?".

9. Ищите людей, а не специальности. Хорошая команда сможет выполнить проект, но вовсе не факт, что из хороших специалистов получится хоть какая-то команда. Сначала вы создаете команду, потом ставите задачу и организуете людей в зависимости от их умений. Привлекать узкого специалиста можно в помощь команде и только в том случае, если это необходимо команде - не пытайтесь решать априори.

10. Будьте готовы отдать все свое время на достижение поставленной цели. Ваши партнеры могут работать удаленно и когда им удобно, но вы должны работать постоянно. Привыкайте заранее к тому, что ваш проект - это работа, и притом работа на полную ставку, а часто и на полторы-две ставки.

А вот далее это явно мое заключение, которое я оставил "при себе".

Не буду комментировать написанное топикстартером, поскольку он "пролетает" по всем пунктам (по крайней мере, создается именно такое впечатление). Если человек в самом деле заинтересован в создании бизнеса, он сумеет разобраться и напишет грамотное предложение к сотрудничеству.

Комментариев нет:


(C) Alexey Pechnikov aka MBG, mobigroup.ru